"SALON" Часный интерьер России 1 (24) 1999 года - статья о мастерской "Стильная Мебель от Федоркова



Стильная Мебель от Федоркова - так называется мастерская авторской мебели. Организована она в Петербурге Виктором Николаевичем Федоровым. Мастерская авторской мебели существует три года, сегодня в ней работает уже около 20 человек. Начиналось же всё четыре года назад с сотрудничества четырёх коллег.

Сам Виктор Николаевич Федорков - реставратор первой категории. Более десяти лет он посвятил восстановлению старинной мебели в Музее-квартире Пушкина на Мойке, Театральном и других музеях.

Известно, что петербургская школа реставрации - одна из самых сильных в стране. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло, - после войны петербуржцам пришлось возрождать Павловск, Петергоф, Гатчину, Царское Село. В них не только архитектурный ансамбль, но и каждая составляющая интерьера, будь то расписные потолки, паркет или мебель, представляла собой ценнейшую культурную реликвию. Важно, чтобы конструкция каркаса позволяла дереву "дышать", то есть безболезненно расширяться при впитывании влаги и сужаться при испарении.

Часть приёмов для этого была найдена мастером в период реставраторской деятельности, сравнивая между собой хорошо и плохо сохранившиеся образцы,


Мебель из ценных пород дерева
стул карельская береза
Мебель из ценных пород дерева:
дизайнерский стул
комод, стол на заказ
Мебель из ценных пород дерева:
дизайнерский комод, дизайнерское кресло


За долгие годы работы в музеях Федорков прошёл незабываемую школу любовного внимания к прекрасным вещам, к каждой их детали. И опираясь на этот опыт, принял решение создавать свою мебель. Он мало занимался копированием, очень скоро поняв ненужность точного воспроизведения старинных образов.

"Нет смысла переводить напрямую, -говорит мебельщик словами филолога, - Порой видишь, что у этого образца аляповатая бронза, толстоватые ножки, и делаешь по-своему". По мнению Федоркова, совершенных образцов мебели крайне мало. Так же мало, как произведений подлинной литературы или живописи. Воспроизводить их всё равно, что копировать, скажем, картины Матисса. Копирование полезно ученикам и подмастерьям, но не тем, в ком живо желание творить.

Создание нового образца мебели - труд непростой, длительный и кропотливый. Начинается он с рисунка, чертежа и картонной модели. Затем изготавливается каркас ящиками, дверками и прочими деталями. Традиционно в качестве основы используется сосна, известная своей лёгкостью, а главное - консервирующим эффектом, который возникает при застывании смолы. Этот этап работы чрезвычайно важен, ведь он во многом определяет долговечность и сохранность мебели. Недостаточно, чтобы древесина была только правильно и хорошо высушена. Федорков применяет множество конструктивных ухищрений, дающих ему уверенность, что мебель не просто не растрескается через полгода, но и через десять лет будет выглядеть как новенькая, и её можно будет передать по наследству.


Мебель из ценных пород дерева:
эксклюзивный диван раздвижной,
горка, стол обеденный.

Мебель из ценных пород дерева:
дизайнерский комод, дизайнерский книжный шкаф.

Мебель из ценных пород дерева:
дизайнерская консоль, дизайнерское кресло.


Федорков вникал в причины возникающих со временем дефектов. Впрочем, некоторые конструктивные находки принадлежат и ему самому: "Я понимаю, как ведёт себя дерево в различных условиях, вплоть до молекулярного уровня". Заключительные этапы работы - отделка ценными породами и последующая полировка. Они тоже скрывают в себе множество профессиональных тонкостей. Например, некоторые поверхности. для достижения равномерного напряжения материала и предотвращения растрескивания, фанеруются не только с лицевой, но и с обратной стороны. Не менее сложна наука многослойного полирования лаками различной густоты. Федорков использует традиционные приёмы и материалы не из желания "подделаться" под старину. Ведь определённый исторический стиль и современная ему технология производства органично взаимосвязаны. В мастерской применяется натуральный костный клей, порой вручную делаются даже замки и латунные гвозди. .Для матрасов и сидений используется не поролон, а пружины, конский волос и водоросли. Именно из таких "мелочей" складывается ощущение подлинности вещи, её соответствие стилю.

Или ещё пример. Мастер традиционно применяет золочение бронзы. Он попытался найти замену драгоценному металлу и не нашёл, вернулся к золоту. Ничто не имеет такого же нежного тона и мягкого блеска.

Но при этом, создавая свою мебель, Федорков не прекращает поиска и экспериментирования. Вот, к примеру, ситуация, буквально спровоцировавшая поиск. Заказчик выразил желание иметь для мебели в стиле ампир раздвижной диван, какового в конце XVIII-начался XIX веков ещё и в помине не было. Весьма характерно то, как решил эту проблем Федорков. Вначале он подумал о возможности использовать современный раздвижной механизм, однако ни один из существующих не обладал убедительным качеством. Тогда Виктор Николаевич придумал свой - крайне простой и не кажущийся анахронизмом.

Как на особо ценной, именной, антикварной мебели, на изделиях, выходящих из мастерской Федоркова, стоит клеймо. Что же отличает предметы этого художника, позволяя говорить о стиле Федоркова? "Чистота кроя", "тонкость работы", "упругость линии" - эти слова Виктора Николаевича, сказанные в отношении образцовой мебели известных мастеров, можно отнести и к его собственной. Он очень любит сравнивать своё дело с работой кутюрье. По его мнению, различие состоит лишь в том, что они используют ткань, а он - дерево. "Часто на подиуме высокой моды можно видеть чрезвычайно простые модели. Главное их достоинство заключается в совершенстве кроя, - говорит Федорков. - Как раз это важно и для меня". Имея в своем арсенале резьбу, маркетри и другие виды декоративной отделки мебели, художник делает акцент на красоте линий и гармоничности пропорций. Единственный вид украшения, который он использует, - бронза.


Мебель на заказ: комод, горка.

Судите сами, насколько виртуозной может быть работа мастера по обеспечению "чистоты кроя". Федорков намеренно прибегает к небольшим искажениям, дающим значительный зрительный эффект. Например, конструируя один из своих прекрасных комодов, он специально отказался от прямых углов. В результате фронтальная часть стала несколько короче, вещь смотрится очень изящно и начисто лишена громоздкости. В этом своём умении русский мастер, как ни странно, похож на древних греков. Известны божественные хитрости вечно юных греков: ступеньки Парфенона слегка прогнуты посредине именно для того, чтобы зрительно казаться абсолютно ровными, ионические же колонны для того, чтобы выглядеть идеально стройными, посредине несколько увеличены в диаметре, Такая точность есть результат таинственного соединения чувства прекрасного и глубокого знания человеческой природы. Второй важный критерий качества и эстетической ценности вещей для художника - тонкость работы. В этой связи хочется особо отметить авторскую бронзу Федоркова. Вся она изготавливается по эскизам и моделям, созданным в мастерской. Применяются разнообразные технологии: литьё, гальванопластика, накат, гравировка. Рога изобилия, гирлянды цветов, листья аканта, головки египетских дев и лики греческих воинов, звериные лапы и женские ступни, грифоны, тигры и олени украшают стильную мебель Федоркова. По одному лишь виду декора можно судить о качестве и ценности мебели этого производства. Ещё одна основная составляющая стиля Федоркова упругость линии. Трудно расшифровать, что в точности имел в виду художник, произнося эти слова, но именно они характеризуют узнаваемость почерка.

Легче всего их понять на примере барочного S-образного завитка: наполненная энергией расширенная часть резко сужается и стекает тонкой струйкой, создавая силой напора крутизну изгиба. Немота косных, бесформенных масс под рукой мастера превращается в веселящую дух динамичность и напряжённость форм. Как вы понимаете, придание характерного изгиба, упругости линии весьма ответственный момент в процессе рождения вещи. Мастерская может приостановить работу, дожидаясь, чтобы этот художественный штрих был нанесён самим Федорковым.

Пытаясь осознать своё место в истории русского мебельного дела, Федорков обращается ко второй половине ХIХ - началу XX века. В этот период в Петербурге выпускается много разнообразной продукции прекрасного качества. Мастерские, состоящие из одного-двух столяров, быстро разрастаются до 20-30 человек. Часть таких производств к концу XIX столетия превращается в настоящие фабрики. В этих процессах Федорков видит прямую аналогию тому, что происходит сегодня. Нынешний этап развития своей мастерской он определяет как промежуточный между изготовлением единичных образцов художественной мебели и профессиональным производством небольших партий высококачественных изделий.

При этом нужно отметить общую тенденцию, способствующую развитию рынка авторской мебели. Постепенно изменяются интересы заказчиков, предпочтения перемещаются от антиквариата к "новоделу". Во-первых, потому что полный гарнитур в хорошем состоянии найти очень трудно. Во-вторых, потому что старинная мебель, хотя и называется антиквариатом, порой бывает плохо выполнена. Отреставрированная перед продажей, она способна скоро растрескаться, и её вновь придётся восстанавливать. Это сильно увеличивает стоимость покупки. В-третьих, что самое важное, "новодел" может не уступать по художественной ценности и, разумеется, по качеству старинным образцам.

Федорков работает с разными породами дерева: с капом тополя, красным деревом, но предпочтение отдаёт янтарной глубине карельской берёзы. Гарнитур Виктора Николаевича (а им создано столько предметов, что они могут составить большой гарнитур) выполнен в стиле ампир. Это сочетание материала и стиля очень выигрышно. Русский ампир из карельской берёзы - классика мирового мебельного искусства, примеры которой имеются в каждом учебнике по истории мебели. Возможно, через полсотни лет книги пополнятся тем, что создавалось в России, в Петербурге, на исходе XX века.