"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ" №48 1999год.

"Надо срочно радоваться жизни" - заявил художник Никас Сафронов, - "через 2 миллиарда лет Солнце потухнет, а через 5 миллиардов Земля перестанет существовать". Сенсационное сообщение было сделано, как ни странно, на мебельном турнире, который проходил в салоне Арт Сервис Центр. В турнире соревновались два дизайнера: русский Виктор Федорков и итальянец Альберте Боффи.

Федорков, бывший реставратор Музея-квартиры Пушкина на Мойке, делает мебель в стиле русский ампир популярном в прошлом столетии, а Боффи склоняется к современным технологиям и ярким цветам.

Федорков представлял свою мебель лично, явно волнуясь перед большой аудиторией. Боффи же присутствовал незримо, общаясь с гостями по телефону.

Виктор Федорков, показывая свою мебель из карельской березы, сказал, что выбрал это дерево за его янтарную глубину. По словам художника, такая мебель освещает комнату даже в пасмурный день. Вставки из черного дерева напоминают стиль, который был очень популярен при Павле Первом. Старина давно вдохновляет Федоркова - со времен работы реставратором. Эти вещи простояли сто, двести лет, и мы ими до сих пор любуемся. Делается она целиком из натуральных материалов по старинным рецептам. Чего стоит рыбный клей, который готовится в мастерской по дедовским рецептам, и лак для полировки - смолу дерева смешивают с чистым спиртом. Края столов обкатываются металлом. Эта сложная технология применяется, чтобы не образовывались щербины.

Кресла и диваны набиваются не поролоном, а водорослями и конским волосом. Если мы вспомним Двенадцать стульев, некоторые добавляют и другие материалы... Даже бронзу Федорков лепит сам. Любит мастер и золото: благородный матовый блеск оттеняет изящество классических линий.

Один из зрителей усомнился, что пусть хорошие, но копии могут быть лучше оригинала. Федорков посетовал, что антиквариата становится все меньше и найти его все труднее: "Я собираю старинную мебель лет пятнадцать, и у меня нет половины того, что представлено в этой коллекции". "К тому же," - добавил художник, - "меняется большая архитектура, меняется и малая -комнатная. Антикварная мебель смотрится в современной квартире громоздко, да и вообще может не поместиться. Современный антиквариат, хотя и называется презрительным словом новодел, делается по заказу, поэтому подойдет любой квартире".

Оба дизайнера охотно сравнивали свое творчество с работой кутюрье: та же пластичность линий, подбор материалов, эскизы. Явно пренебрег искусством кутюрье-телеведущий Андрей Малахов, который вел вечер. Черный в белую полосочку пиджак с белым вышитым вензелем приковывал все внимание публики, не оставив мебели шансов.

Лариса Голубкина забежала на минутку сфотографироваться на диване Федоркова. Улыбка роковой женщины и кокетливые позы явно шли актрисе, и фотографы не унимались. Но Голубкина быстро упорхнула, запахнувшись в роскошную шубку. Доктор архитектуры Андрей Боков, напротив, задержался надолго. Его речь о фантастической культуре, которая была сожжена в топках революции и которая, как птица Феникс, возрождается в произведениях Федоркова, под конец утомила публику.

В турнире победила дружба. Никас Сафронов примиряюще провозгласил, что на мебели Федоркова хорошо сидеть с томиком Пушкина, а на мебели Боффи изучать альбомы итальянских живописцев. Публика дипломатично согласилась и потянулась к столам.

     Галина КАСЬЯНИКОВА